Отношений с детьми в садике


Жилище
Архетип – это прообраз по которому «штампуется» множество уникальных объектов мира или качество, которым они окрашиваются. По-другому: энергии архетипов – это базовые энергии, которые ветвятся на более мелкие ручейки, переплетаясь между собой на разных уровнях и в различных сочетаниях создают ткань мира. Примеры первого вида архетипов: автомобиль (нечто с четырьмя колесами, рулём и двигателем), кружка (ёмкость в которую наливается жидкость), жизненный сценарий, ноутбук, собака, человек, дерево, стратегия (как жанр компьютерной игры). Отличие от эгрегора заключается в том, что эгрегор – это нечто конкретное, например, вот эта стая собак или конкретная организация, или человечество (всё множество людей как некоторый надорганизм). Примеры архетипов второго вида: красный, сильный, треугольный, округлый, текучий, роль «Ребёнок», мужской, «новый русский», деревянный, «грубиян», стадии жизненного цикла товара (внедрение, рост, зрелость, насыщение, спад), черта характера или особенность строения части тела у группы людей, принцип 20/80 (частное проявление: 20% людей обладают 80% денег). Синонимы: шаблон, матрица, паттерн, клише, формула, принцип, стиль.

У архетипов есть разные уровни абстрактности. Например, «дом» более абстрактен, чем «пятиэтажка», «хрущевка» или «деревянная изба», а «собака» более абстрактен, чем «Доберман».

Сценарии в жизни человека, архетипические сюжеты

Понятие архетипа ввёл Карл Густав Юнг. Он заметил, что есть схожие сюжеты, которые присутствуют в большинстве сказок, легенд, мифов и преданий народов мира. Архетип – это схема, общий сценарий, который в конкретных жизненных обстоятельствах может воплощаться в различных формах. Человек безсознательно отождествляется с определённой ролью из сюжета и играет её на материале своей жизни. Декорации, продолжительность, обстоятельства, и другие характеристики могут меняться, но присутствует некоторая общая схема разворачивания, почерк.

Архетипические сюжеты и роли могут быть в коллективах разного размера, например, как общечеловеческие, очень абстрактные, так и в рамках узких коллективов (например, архетипическая роль Ребёнка в рамках планеты, страны, небольшой местности или данного рода). В последнем случае они менее абстрактные, со своими особенностями, характерными чертами. Одним из важных свойств архетипа является то, что он имеет тенденцию к воплощению в жизни конкретных людей или коллективов, к своему копированию и повторению (см. также в разделе «Высшие архетипы» статьи «Потеря и возвращение души»).

Например, можно выделить циклы-колебания как в развитии человека, так и различных систем. Эти сценарии, накладываясь друг на друга с различными амплитудами и частотой, создают уникальный рисунок жизни каждого объекта, в частности человека. В качестве иллюстрации можно схематически изобразить жизнь школьника с 1 по 6 класс. Синим – это рост его навыков, зеленым – циклы обучения и летних каникул, красным – например, колебания уровня желания ходить в школу или какой-либо другой сценарий. Оранжевым – рисунок жизни. При наложении других характеристик, например графика тренировок, рисунок становится всё более индивидуальным.


Исходные отношений с детьми в садике колебания

Наложение

Результирующие колебания

Аналогично можно увидеть интервалы жизни, где основную форму линии задавала какая-то одна сказка, затем всё шло по шаблону другого архетипического сюжета или их сочетанию, а внутри каждой сказки были какие-то ещё свои небольшие сценарии. Колебания объемлющих систем также влияют на рисунок жизни, вносят свои уточнения, для кого – существенные, а для кого – едва уловимые. Например, изменения правящих режимов в стране, циклы войн и перемирий, смена времён года, приливы и отливы.

Сюжеты могут приходить не только из сказок и эпоса народа, но также передаваться по роду в более уточнённом, менее абстрактном виде (например, особая модель отношений муж-жена или дочь-мать, как себя должен вести отец в данном роду, определённый жизненный сценарий у дочерей, безсознательное повторение выборов и судеб родственников), усваиваться из литературных произведений. Относительно недавно добавились кинофильмы, мультфильмы, СМИ и реклама (например, внушения на тему того, что должны покупать настоящие домохозяйки, как нужно отдыхать мужчине с достатком выше среднего, по каким параметрам следует разумному человеку определять качество товара, какую жвачку жуют те, кто нравятся девушкам, на что необходимо ориентироваться и как надо себя вести, формируется архетипический представитель определённого социального слоя).

В современных фильмах, клипах, телешоу преобладает агрессия, распитие спиртного, курение, бранная лексика и некоторая распущенность – всё это преподносится как черты ключевых героев, и частью людей воспринимается как примеры для подражания и норма поведения. Через некоторое время это может стать стандартом среди больших групп людей, т.к. преобладающие в обществе мифы формируют мировоззрение людей, задают ориентиры и желания к которым они стремятся и реализуют в своём поведении, воплощают в жизнь. Отсюда видно насколько велико влияние детских сказок и преданий, которые рассказываются ребенку в детстве, и как важны хорошие душевные истории, находящихся на более высоком уровне, чем подавляющее большинство современных произведений.

Человек может начать безсознательно отождествлять себя с какой-то ролью из архетипического сюжета, не обязательно это будет главный герой. Это может быть и второстепенная роль, например, Жертва, и сила которая жестко проучила недостойных людей, каждому воздала по заслугам (роли Судьи и Палача), и какие-то отдельные качества, грани и способы проявления того или иного персонажа.

Пример «Валли»

Один человек, посмотрев мультфильм Валли, был очень тронут, проникся переживаниями и способами поведения главного героя, частично с ним отождествился. Видимо, срезонировало мироощущение на то что происходило на экране, увидел схожесть каких-то жизненных обстоятельств и способов проявления, например некоторое одиночество, стремление к любви, нежности и теплу хороших отношений. Он даже жесты руками, в определённые моменты, делал похожие. Очень душевный, тонкий, добрый и романтичный внутри человек. Возможно он перенял и воплотил некоторые сценарии из этого мультфильма в своей личной жизни.


Валли

Ева

Роли и поведение человека

Архетип даёт энергию на своё воплощение, стимулирует человека проявить своё качество (например, агрессию, сострадание, стремление к победе, экономность, чистоплотность), воплотить объект архетипа (вышить узор, сделать массаж, построить какой-нибудь домик из спичек), реализовать сценарий (ссора, справить свадьбу по некоторой типовой программе, повторить судьбу предка).

Пример «Дождь»

Однажды на улице застал сильный дождь, очень быстро промок. В это время внутри появляется ощущение, что нужно пнуть лужу, чтобы было много брызг, своеобразное приглашение поиграть. Терять особо нечего, решил пнуть и посмотреть что будет. Затем ещё и ещё. Стала приходить радость, желание пинать и прыгать в лужи так, чтобы вода разлеталась. И, вроде, совсем нелогичное состояние, не понятно как и почему настроение улучшилось. А также, достаточно жестко, закрутились в голове мысли: «так не принято», «что за глупости ты делаешь!?», «что другие люди подумают!?» – это «подул ветер» из разных систем, которые предписывают и внушают как и что должно делать (см. также статью «Отождествление, осознанность, свобода воли и выбора»). Затем, немного позже, стали приходить изображения людей, которые находятся в водоёме, как дети брызгаются и бегают по лужам и у всех радость и улыбки. Видимо вода любит плескаться и приглашает человека поиграть с ней, помочь проявить её качества. 

Дети в малом возрасте, как правило, ещё не сильно скованы тем, что можно и что нельзя, что логично, а что – нет. Они очень серьёзно относятся ко своим играм и ролям, у них даже иногда соответствующее погруженное выражение на лице, они сконцентрированы. Дети чувствуют (к ним прилетает мысль или импульс к действию) что нужно сделать и делают это без каких-либо целей.  Вот идёт мальчик мимо лужи, рядом мама в наряде, а он берёт и топает, и ему интересно – брызги летят во все стороны, хочется ещё топнуть. Мама может его жёстко оградить от подобных проявлений в будущем, скажет что топать по лужам не хорошо (и безсознательно сделает сильный отрицательный эмоциональный выброс, энергетически ударит). Это может быть и не лужа, а просто какое-то приятное занятие, которое родители или окружение хотят подавить у ребёнка в силу своей обусловленности («Что тебе это даст!? Какой в этом смысл? Лучше бы сделал/стал…»).

Служитель архетипа может начать страдать, если не совершает определённые действия, необходимые архетипу. Например, человек, который стремился всегда и во всём побеждать, при прекращении действий направленных на победу, избегании любых форм соревнований, может начать чахнуть, быть в невесёлом подавленном настроении, с низким уровнем энергии, т.к. решил отказаться от одного из своих основных источников (см. статью «Потеря и возвращение души»). Когда же он вновь проявляет соревновательную природу, то происходит активизация, человек раскрывается, к нему приходит энергия, радость, азарт, страсть, стремление победить, он вновь бодр и активен. Это относится и к другим сферам, например постоянное желание что-то мастерить, рисовать, петь, играть в игру, помогать.

Пример «Детский сад»

В детском саду очень хотелось поиграть в роль защитника, героя, блюстителя справедливости. Я договаривался с некоторыми детьми что буду защищать их территорию, что они могут спокойно играть в свои паровозики и кубики и если кто-то будет их притеснять, то пусть зовут меня. Но в садике всё было относительно тихо. Помню как вводило в тоску такое положение вещей, внутри даже очень хотелось чтобы что-то экстраординарное произошло, были мысли спровоцировать кого-нибудь, чтобы войти в роль и как следует её прожить. Иногда всё же появлялись поводы, например, мальчик отбирал игрушку у девочки или конфликт и перестрелка в снежки с другой группой, тогда загорались глаза и разворачивался сценарий. Думаю что сюжеты были отчасти подсмотрены из популярных тогда боевиков и сказок про богатырей, которые мне читали.

Путь к проявлению архетипа на высоком уровне, проведению через себя значительных энергопотоков лежит через длительные усилия и тренировки. Связь с архетипом нарабатывается, необходимо регулярно удерживать позицию точки сборки в области служения ему, вырабатывать определённые привычки. Иногда человек может рождаться с подключениями к определённым архетипам (талантами), тогда процесс обучения может происходить быстро, ученик достаточно легко осваивает серьёзные техники, многое получается само собой, но даже в этом случае, у человека могут уходить многие годы на развитие и совершенствование (олимпийские чемпионы, которые по 10-15 лет проводят в тяжелых тренировках и соревнованиях, практически ничем другим не занимаются).

Предрасположенности могут быть не только положительными, но и отрицательными, например, склонность к агрессии, привычка к расточительству, служение архетипу Лжи и т.д. Эти негативные черты могут быть как личными наработками человека, так и спускаться из систем в которые он входит, например рода. Для избавления бывает недостаточно их выявить, садике научиться различать, необходимы регулярные длительные усилия по переводу привычки в новое, более подходящее качество или замене на другую (в случае наводки из систем, уже только выявление связи с архетипом и разотождествление часто существенно облегчает работу). Отдельные, пусть и мощные, кратковременные рывки, как правило, не дают желаемого эффекта, человек не выдерживает сопротивления изменениям, не хватает энергии для закрепления и функционирования на новом уровне, и через некоторое время всё возвращается в прежнее русло. Лучше постепенно, шаг за шагом, планомерно наращивая обороты (см. также статью «Препятствия на пути к изменениям»).

При смене субличностей, активизации разных архетипов или одного архетипа, но на разных уровнях проработки, меняется энергопоток, идущий через человека, другие люди на него реагируют и также перестраиваются в зависимости от его силы, т.е. идёт воздействие на окружающую человека среду и её перестройка. Например, человек, который регулярно служит архетипу агрессии может, даже незаметно для себя, проводить энергию агрессии и окружающая среда будет реагировать соответствующим образом – рядом с ним она будет более жесткой, могут начать появляться агрессивно настроенные люди, поводы для конфликтов, ссор и драк. Другой пример – при активизации у женщины субличности Девочки, мужчина может безсознательно сменить своё поведение на нежное и заботливое.
Всё что делает человек, он делает вплетая в результат труда различные энергии (это и приготовление еды, и постройка дома, и рисование картины, и разговор, и мытьё полов и т.д.), которые, в зависимости от его состояния, могут быть как благотворными, так и вредоносными, и соответственно воздействуют на окружающий мир. Образ – как Царевна-лягушка в мультфильме вышивала для царя полотно. Можно выработать в себе привычку периодически задавать себе вопрос: «Какими энергиями я хочу наполнить своё дело? В каком состоянии я готовлю? Какой суп я хочу сварить?». Мастер отличается тем, что при творении своих изделий, он поднимается сознанием до высокого труднодоступного для большинства людей уровня, захватывает мощные энергетические потоки и воплощает их в объекте творения. Для создания хорошего изделия может уходить очень много времени и энергии на подготовку, настройку, очищение от всего лишнего, приведение себя в желаемое состояние, например, через посты, молитвы, уединение и безмолвие.
Эгрегоры, каждое общество (как страна, так и город, деревня, семья) накладывают свои ограничения, предписывают что должен и не должен делать элемент системы. Рамками и запретами, которые были наложены окружающими людьми, социумом, что и как можно делать, а что делать нельзя, неприлично, безсмысленно, несерьезно, глупо или не принято человек сковывается в своих проявлениях, может значительно сокращаться число ролей, которые он будет через себя проявлять. А среди нежелательных могут оказаться и те, что для него лично важны и вполне безобидны, дают энергию, вкус и смысл жизни (например, чтение книг или занятие балетом для мальчика). То что предписывается частично может быть противно его внутренней природе, и выполнение этих действий будет вести к обесточиванию, унылому прозябанию. Тут появляется серьезный вопрос баланса между принадлежностью к системе и собственной реализацией, как можно постараться совместить эти направления. Возможно человеку нужно постепенно переходить в другой социум («Гадкий утёнок»), либо строить свой. Много штампов навязывается средой.

Полезно начать отслеживать в своей жизни большие и мелкие сценарии, определять нужен ли мне этот штамп, устраивает ли цена его использования и получаемый результат. Далеко не всегда используемые шаблоны адекватны ситуации и приводят человека в счастливое состояние. Многие желания, стремления и ориентиры для данного конкретного человека являются ложными («счастливый тот, у кого много денег». Или другой вариант: «не в деньгах счастье», который понимается как то, чтобы обрести счастье необходимо быть бедным и ничего не делать), но тем не менее, часто по причине безсознательности и отсутствия различения, навязываются, воздействуют на человека и подталкивают к их использованию и достижению. Человек раз за разом входит в нежелательный для себя сценарий с отрицательным результатом (наращивает доходы, но счастливей не становится, какие-то сферы жизни страдают. Либо, во втором случае, окружающая среда начинает увеличивать силу ударов по человеку, подталкивает к решению, появляются вещи за которые остро необходимо платить, чтобы он начал что-то делать, развиваться, преодолел шаблон).

В процессе выявления собственных шаблонов поведения, причин и цепочек порождаемых действий, человек лучше осознаёт откуда приходят те или иные импульсы, видит происходящее с другими людьми, какие сценарии и по каким причинам они отрабатывают, к чему это может привести, т.е спрогнозировать развитие ситуации. Постепенно могут начать уходить нежелательные навязанные штампы и сценарии, когда человек видит и осознаёт пагубность сюжетов, запускает программу по сокращению их использования, либо переводит в новое, более подходящее, качество.

Эгрегоры и архетипы. Ресурсы и мотивация человека

Эгрегор или архетип может давать энергию служителю на реализацию целей, которые ему необходимы. Если энергия не приходит, то этому объекту цель не желанна, либо он манипулирует человеком чтобы тот сделал за свой счёт. Например, это может встречаться в организациях. Основные задачи эгрегора – это собственное развитие, укрепление, стабильность, реализация возложенных на него программ, синхронизация, управление, координация и аккумуляция усилий людей, обособление и защита от внешней среды. На всё это тратится энергия. Он может очень активно привлекать людей и использовать их как расходный материал, батарейки (см. «Взаимодействие с коллективами»). Нельзя сказать что эгрегоры это зло, просто у них свои цели, особенности, они выполняют свои программы.

Разницу между наводками от эгрегора и архетипа можно уловить по конечной цели желания. В случае служения эгрегору компании может появиться желание помочь человеку, т.к. он сейчас важен организации, это позволит усилить её позиции. Желания помочь другому человеку, либо этому же, но в другое время и в другой ситуации может и не возникнуть. А для архетипа важно само по себе служение, сама по себе помощь и потому, служитель может хотеть проявлять её там, где это возможно, без привязки к конкретному человеку. Помощь во втором случае  – это цель, а не инструмент для достижения чего-то другого. Здесь важно отследить является ли помощь некоторой промежуточной целью, либо конечной. Если человек идёт на какой-либо тренинг для того чтобы выросли прибыли его компании, то это служение эгрегору (помощь – средство и если человек видит что-то более эффективное в достижении основной цели, то он будет стараться сделать это в первую очередь, а желание помочь отпадёт, либо уйдёт на второй план), а если для того, чтобы лучше помогать людям, то это служение архетипу (помощь – самоцель).

Отличия в мотивации можно рассмотреть на примере мультфильма Валли. Валли сначала служил людям, выполнял программу по очистке планеты от мусора (или архетипу уборки, если она была конечной целью). Затем, когда познакомился с Евой, стал служить ей (приоритет служения людям понизился). Его служение выражалось в том что он помогал в реализации её целей, рискнул жизнью ради того чтобы растение попало к людям (помощь людям – косвенная цель на пути к Еве, инструмент. Объект служения, скорее всего – их парный эгрегор). Ева, в первую очередь, служила людям, выполняла программу, Валли был ниже по приоритету (у неё был выбор в конце фильма – помочь ему или спасти людей от падающих обломков). Центральный компьютер и охрана служили соблюдению порядка на корабле, поддержанию стабильности всей системы. Ещё пример служения архетипу – это робот, рьяно заботящийся о чистоте вокруг.

В жизни в разное время человек служит разным объектам, смена может происходить достаточно динамично, регулярно могут возникать внутренние конфликты между направлениями служения. Одно и то же действие можно сделать по-разному, активизировать разные субличности, провести разную энергию, получить различный результат в зависимости от того, какому объекту человек служит. Поэтому, для более тонкого управления собой, желательно учиться постоянно выявлять и отслеживать цели и объекты служения, а затем работать над приоритетами, руководить командой субличностей. Иначе непроявленные внутренние конфликты и цели могут заставлять человека ломать завтра то, что сегодня с таким трудом построил, быть непоследовательным и вредным самому себе, разрываться и стоять на месте, безполезно сжигать энергию. 

Различные примеры

Человек, который не доволен, постоянно высказывает что-то в негативном ключе, постепенно начинает служить архетипу недовольства. Шаг за шагом, он укрепляет с ним связь, архетип даёт ему энергию для своего проявления (т.е. своеобразную приятность, пусть и небольшую), посылает соответствующие ситуации, а также наводит недовольные состояния, когда вещи глазами человека начинают восприниматься в негативном ключе. В результате у человека всё более отчетливо проявляется оттенок сварливости – как в характере, так и в поведении, во внешности, мыслях, т.е. он получает некоторую окраску-наслоение. По мере укрепления связи с этим архетипом, состояние обретает всё большую власть над человеком, мощность проявления растёт, он уже на многие события в жизни смотрит сварливыми глазами с соответствующими результатами, серьезно искажается восприятие, периодически видит то, чего нет. Другими людьми такой человек также воспринимается в негативном ключе, возможно, не осознаётся что именно в человеке такого неприятного, но желание взаимодействовать с ним существенно снижено, есть что-то неприятное и отталкивающее.


Сварливая старуха

Приятно иметь дело

Дон Хуан из книг Карлоса Кастанеды, работая на плантациях, под руководством невыносимого тирана, служил архетипу Безупречности, что давало ему энергию на реализацию всех тяжелых дел, которые другой бы человек уже сломался и не смог бы делать (его бы раздавило чувство собственной важности, протест, жалость к себе, несогласие), а дон Хуан очень хорошо выполнял свою работу и был в хорошем состоянии духа. Идёт смещение точки зрения на предстоящую работу, человек воспринимает её с других позиций. Каждое новое сложное и дурацкое задание в глазах дона Хуана было не как унижение или давящее безсмысленностью поручение, а как вызов, возможность потренироваться и способ укрепить свою связь с архетипом Безупречности. Идеально совершая то или иное поручение, он становился всё сильнее, архетип давал ему большие силы на реализацию серьёзных задач. Служа другим архетипам, эгрегорам, своему эго, он возможно уже давно не имел бы возможности их выполнять из-за недостатка энергии, пребывал бы в состоянии уныния, пошел быстро в направлении смерти (умер бы сам или пристрелили). Отсюда видно, что одно и то же действие сделанное во славу различных объектов, может выглядеть в глазах других людей и восприниматься человеком по-разному, даёт разную энергию, как по количеству, так и по качеству, а также имеет разные результаты, окрашено разными энергиями. То есть, то что сделано, не менее важно, чем как и ради чего. У каждого человека есть индивидуальные направления деятельности, виды служения которые дают ему энергию, а есть те, что только отнимают, постепенно высасывают соки – кому-то игра на пианино доставляет радость и ощущение жизни, для кого-то – вызывает полное отвращение. Одно из препятствий – это повсеместное навязывание того что, как и зачем надо делать, без учета индивидуальных особенностей.

Комментарии (3):



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Ответы детского психолога Задайте вопрос детскому психологу Первичная социализация связана с межличностными отношениями

Отношений с детьми в садике Отношений с детьми в садике Отношений с детьми в садике Отношений с детьми в садике Отношений с детьми в садике Отношений с детьми в садике Отношений с детьми в садике Отношений с детьми в садике

Похожие новости